Бизнес-план преследует три основные задачи:
- выделить цели создания стартапа;
- проверить проект на прочность;
- привлечь инвестора.
Не зря Майк Маккивер, отмечает, что бизнес-план это своеобразный шанс увидеть потенциальные проблемы. Это генеральная репетиция перед выходом на рынок.
Запомните! Удачный бизнес-план это проект, суть которого должна быть ясна уже в первых 2-3 предложениях. Более того, вы кратко и емко должны объяснить какими конкурентными преимуществами владеет проект; каким образом успех будет достигнут.
Все это, заметьте, четко прописывается в нескольких первых предложениях.
Титульный лист должен содержать:
- название стартапа;
- юридический адрес и номер телефона;
- контактные данные учредителя;
- оглавление.
Важно! Объем документа вместе с приложениями должен быть компактным не более 30-40 страниц.
Первые два листа это основной плацдарм. Здесь вы должны перечислить:
- ценность проекта;
- род деятельности компании;
- возможная прибыль и привлекательность для покупателя;
- необходимый объем капитала (инвесторам);
- расчеты, из которых будет понятно, как капитал будет использован.
Важно! Пишется эта часть в самом конце создания бизнес-плана.
Основная часть документа должна содержать ответы на вопросы:
- каков клиент и почему именно он вас интересует;
- величина рынка сбыта, темпы его роста и потенциальные угрозы для вас;
- как планируете справляться с проблемными ситуациями.
Важно! Указывая информацию, обозначайте источник. При составлении плана нужно трезво оценить свои возможности в данном рыночном сегменте. Для этого потребуется оценить своих конкурентов, прямых и косвенных.
Инвесторов интересует не только, во что они должны вложить деньги, но и кому они свои средства отдают. Поэтому четко и непредвзято опишите учредителей, руководителей и партнеров. Здесь важны резюме и перечисления достижений.
Далее следует информация о бизнес-модели, которую вы выбираете. Подробно перечисляются все возможные источники дохода стартапа, а также издержки (аренда, оплата труда и пр.). Тут же можно указать названия главных поставщиков и покупателей.
Важно! 10 раз проверьте, все ли статьи расходов и доходов вы указали.
Особое внимание инвесторы уделяют рискам. Поэтому рекомендуем проработать различные ситуации с высоким, средним и низким уровнем риска. Во всяком случае, будьте готовы к самым каверзным вопросам.
Напоследок, вы должны четко прописать требуемую сумму и уточнить, как она будет расходована. Учитывайте все: аренду помещения, оборудование, разработка имиджа компании (логотип и пр.).
Три самые распространенные ошибки:
Категорически запрещается совершать следующие три ошибки:
- Перегруз бизнес-плана ненужной информацией.
Ваша главная задача заключается в том, чтобы рассказать о сути бизнеса;Внимание! Написав главу бизнес-плана, прочитайте ее и вычеркните все лишнее.
- Цели размытые.
Бизнесмен должен четко знать, чего он хочет и как этого собирается добиться. Только в этом случае инвестор поверит, а бизнес наладиться; - Необъективные финансовые показатели инвестора не покоришь обещанием прибыли в 1000%.
Зато его вполне удовлетворят ваши 10%, но четко расписанные. Оперируйте реальными показателями и цифрами. Можно даже немного их занизить.
Меньше лирики, больше конкретики! Теперь вы точно знаете, как начать бизнес с нуля!
А для тех кто не любит писать сам всегда можно оформить заказ бизнес-плана на специальных ресурсах.